...или почему Волки не могут быть крылатыми ! (одна из версий)
Словно скандинавские валькирии аралезы спускаются на поле битвы, но не для того, чтобы забрать павших героев, а затем, чтобы вернуть их к жизни, зализав раны. Аралезы ведут своё происхождение от собак, однако тот, кто говорит, что они похожи на гампров (порода волкодавов, схожая с кавказскими овчарками), никогда не видел этих самых аралезов. На самом деле, они чем-то сходны с гончими псами.
Впрочем, их вообще мало кто видел, особенно сейчас, когда войны ведутся артиллерией, самолетами, танками... Может быть, в старые времена, когда великие воины сходились в битве лицом к лицу, аралезам было легче определить героя, от которого зависели судьбы не только сражений, но и целых стран? Говорят, если такой герой преждевременно погибал, аралезы своими языками возвращали его к жизни (как, например Ара Гехецика, убитого в ходе сражения с войсками Семирамиды-Шамирам). Ещё говорят, что аралезы спускались с небес к смертному одру героя и в том случае, когда он умирал дома.

Все знали, что аралезы ведут свое происхождение от собак. Но вот как они выглядят, точно не может сказать никто. Одни говорят, что аралезы — это классические кинокефалы: собачья голова на человеческом теле. Другие утверждают, что аралезы — кинокефалы инвертированные, то есть у них собачье тело и человеческая голова: «Зашел в пещеру, посреди которой светом тысяч сокровищ сиял меч-молния, а стерегли его два огромных аралеза — чудовища с собачьим туловищем и человеческой головой» (Священные предания Арарата). А, возможно, что это были просто крылатые псы.

Как бы то ни было, армяне всегда верили в аралезов и поклонялись им. Так было и до принятия христианства в 301 году, и много веков после. Армяне еще долго выносили фигурки аралезов (обычно изображения собачьих голов) при погребении своих земляков. «Идя на похороны для того, чтобы «утешать» близких усопшего, что можно было взять с собой более уместное, чем символ аралеза, внушающий надежду на воскресение покойника?».

Понятно, что вера в аралезов не встречала понимания среди церковных деятелей Армении. «Еще в V веке армянский философ Езник Кохбеци, борясь с языческими понятиями своих современников, доказывал им, что аралез не мог произойти от собаки, «ибо от плоти не может возникнуть бесплотное, как и от незримого — нечто во плоти. Не могло произойти от собаки существо, называемое аралез, обладающее якобы неведомой силой и оживляющее павших на войне, зализывая их раны». Несмотря на всю логичность подобных доводов, современники философа, по его словам, «всё же спорят и настаивают на своем». Более поздние критики армянского язычества отказались от логических построений в борьбе с верой народа в аралезов, просто отнеся последних в разряд дэвов — ложных богов.

Но народ продолжал верить, что аралезы придут к умирающему герою. Воплощением и поддержанием этой веры были не только символы аралезов, имевшие погребально-похоронные функции, но и маски аралезов, которые были распространены «в древне-армянском и средневековом трагедийном театре дзайнарку-гусанов и вохбергаков начиная с его зарождения из культового церемониала в 7-6 вв. до н.э. вплоть до 16-17 в. н. э.».
Интересно, что культ подобных духов существовал и среди курдов-езидов. Только они называли этих духов милиакате пифдекен (Milyakete pifdikin). Последние, в отличие от армянских собратьев, не зализывали погибшим раны, а вдыхали в них воздух. Исследователи считают, что аралезы имеют древне-ассирийское происхождение, которое ведут от «бога Мардука с сопровождавшими его четырьмя собаками».